ОБ АВТОРЕ

Аминев Гесиод Абдулович психолог, педагог, профессор, доктор психологических наук, родился 19 февраля 1939 года в Ижевске. Окончил Казанский государственный мединститут. В 1965-74г.г. работал заведующим лабораторией психофизиологии  Казанского государственного университета. С 1980 года возглавлял кафедру психологии Башкирского государственного университета. Основные направления научных исследований: психофизиология, нейропедагогика, нейрокриминология. Впервые на основе спектрального анализа выявил психоритмы памяти, необходимые для нейрорезонансной активации учебного процесса. Доказал влияние нарушений психоритмов на развитие характера детей и подростков и психоэмоциональное состояние людей, находящихся в пограничном состоянии: акванавтов, больных неврозами (совм. с В.В. Трускаловым, Москва). Разработал гипотезу о биоритмологических «квантах жизни» с фазами запечатления, программирования, включая прогноз социальных и биологических кризисов. Открыл психотерапевтические ритмы Корана, связанные с гармонизацией рационально-эмоциональных процессов. В области психотехники предложил математические формулы теста Люшера, спектральную диагностику почерка в судебной практике, пульсовую психодиагностику темперамента. Главный психолог Минздрава здравоохранения РБ (с 1993г.), с 1985 года председатель Башкирского отделения Общества психологов РАН. С 2005 года руководитель научных исследований Института высокотехнологичной психологии (г.Москва.). (Краткая Башкирская Энциклопедия

 

 

ГРЕЧИШИНКИ ИСТИНЫ

 

1.

Сказал булгарский мулла:

- Спросили соловья: «Почему ты так славно поешь?» Ответил соловей: «Потому что я ни у кого не учился».

2.

Разъяснял булгарский мулла:

- Русские любят пословицу: «Если каждый день повторять человеку «ты – свинья», когда-нибудь захрюкает».

Булгары говорят: «Если каждый день обращаться к свинье «ты – человек», человеком никогда не станет».

 

3.

- Нельзя быть категоричным.

Спросил мулла:

- Не хочешь ли сказать, что дважды два – не четыре, а четыре целых и одна сотая или хотя бы одна тысячная!

 

4.

- Что ценнее – Государство или Человек?

Ответил мулла:

- Государство создал Человек, а Человека сотворил Господь.

 

5.

Задумался хазрет:

- Человека со-творил Господь. Но с кем?

 

6.

- Спорь на любую тему – начинай со слов «это не бесспорно».

 

7.

Когда-нибудь люди станут мудрыми и поймут: никто не вправе наказывать человека за предательство. Ибо человек свободен, и он никого не предал, он просто поменял твои взгляды на свои.

 

8.

Сказал булгарский мулла:

- Мне и палача жалко!

 

9.

Спрашивает один учитель музыки булгарского муллу:

- Почему твои дети лучше играют на кубызе?

- Потому что ты смотришь, как они играют, а я слушаю, что у них получается, - ответил мулла.

 

10.

Самый негуманный подход – считать, что человек сам виноват за свою судьбу, ибо так мы не учитываем, каким его родили, как воспитали, в какой среде он рос, в каких условиях живет.

 

11.

Отчитывал отец сына-шакерта:

- Не воруй, все равно поймают.

Услышал хазрет и сказал отцу:

- Как не стыдно?

 

12.

- Великий Тимур требовал: «Солдат обязан исполнить приказ!» Но ты нас учил, хазрет,  - спросил шакерт, - что приказы бывают благословенные и преступные. Означают ли слова тирана, что солдат обязан исполнить и преступный приказ?

 

13.

- Человек, который говорит «так не бывает, так не делают», не изобретет и тарелки.

 

14.

- Вот ты сказал: «Во имя Аллаха». А где у тебя Его доверенность?

 

15.

- Отольются мои слезы! – утешенье слабых.

- Почему так говоришь, хазрет? – спросили шакерты?

- Поставь себя на место мальчика, побитого, униженного, но знающего, что братья отомстят за него. (Шакерт стиснул зубы). А теперь поставь себя на место побитого и беззащитного. (Шакерт зарыдал).

 

16.

Спрашивал волчонок матерого волка:

- Я слышал, как говорили люди «человек человеку – волк». Но разве волк волку человек?

 

17.

Спорили двое мужчин.

Спросил шакерт.

- Хазрет, всегда ли слушаться старшего? Вот двое спорят, и один не прав. И Я должен слушаться обоих?

 

18.

Спросил хазрет:

- Почему люди говорят «она родила»?

Мулла:

- Попробуй она не родить, когда время пришло!

Шакерт:

- А как надо?

- У нее родился!

Спросил тогда шакерт:

- Почему Вы говорите «он умер». Разве он захотел?

Мулла:

- А как бы ты предложил:

- Его умерли.

19.

Наставлял хазрет:

- Если тебя вызвали к грозному хану, ругай себя за достоинства, хвали клеветника – за его недостатки.

20.

Учил мулла табибов:

- Хотите успокоить больного, наставить оступившегося на путь истины? Я подслушал тысячу рожениц, как они разговаривают с первенцем. Вот и вы вспомните ее слова.

 

21.

Сказал мулле насмешник:

 -Из твоих гречишинок истины когда-нибудь получится хорошая каша в голове.

Ответил хазрет:

- Согласен, потому что в твоей голове и каши нет.

 

22.

Отцу, который ругает сына:

- Прежде сам стань таким, каким желаешь его видеть.

 

23.

Ходил хазрет с учениками по базару и сказал:

- Пришел ты на рынок со щавелем: у всех щавель – тебе убыток. Принес изюм: ни у кого изюма – вмиг продал, и людям приятно и тебе выгода.

- Почему так говоришь, - спросили ученики.

- Каждый свой день начинай словами: «Я делаю только, чего никто не делает! И наоборот, я не делаю того, что делают все».

 

24.

Спросили шакерты:

 - Хазрет, почему у урусов вера называется православной. У кого же она левославная?

Ответил мулла:

 - У урусов – православная, у римлян – левославная. Потому что урусы веруют сердцем, римляне – умом.

 

25.

Спросили шакерты:

- Почему мы задаем семь вопросов, а ты даешь пять ответов. Когда мы задали пять вопросов, получили три ответа. Дали три вопроса, ты дал один ответ.

 Мулла:

- Чтобы вы думали сами.

 

26.

Назначение женщины? – Родить!

Зачем? – Чтобы продолжить род!

Зачем? – Как зачем, это же природа!

Зачем следовать природе?

 

27.

Каждая девочка мечтает о белом платье, красивом муже, о детях и, чтобы это было с в о е. – Какое жуткое признание своекорыстия!

 

28.

Люди, которые не понимают искусства, искуссно скрывают это, говоря: «Не надо понимать, надо чувствовать».

29.

Выборы – это способ, как с помощью большинства поставить на колени меньшинство.

30.

Одни не думают о людях, так как пекутся только о себе. Другие не думают о людях, так как и о себе забывают. Так кто же думает о тебе?

 

31.

Что лучше, чтобы сто раз жена переспала с другими в своем сне, и ты не знал, или один раз наяву?

 

32.

Мудрый тем, что умудрился восхитить своими банальностями бесчисленных поклонниц.

 

33.

Закон сохранения количества страдания: если где уменьшилось, в другом - прибавилось.

 

34.

От мук мирских – морщины на лбу, от мук душевных – на радужках.

 

35.

Что самое ценное в жизни – от матери, а как жить – от отца.

 

36.

Не политика грязна, а руки политиков.

 

37.

Как Бог и Дьявол учили человека.

Бог сказал: «Скажи – мы». А Дьявол подсказал: «Я». Бог сказал: «Скажи – я добрый». Дьявол подсказал: «Скажи – я самый добрый».

 

38.

Вернулся человек с того света: «Оказывается, неверующих расселяют на одной планете, верующих – на другой. И если твой отец был неверующим, а ты верующий, вы уже не встретитесь».

 

39.

Не говори: «Я болею», говори: «У меня болит». Ибо если скажешь: «Я болею» - не поправишься. Не говори – «Душа болит», говори: «Сердце болит». Оставь душу на заботу Господу твоему.

 

40.

Перед судом от ответчика требуют клятвы: говорить суду правду и только правду. Никто не требует обратного – клятвы судей: судить по справедливости и только по справедливости.

 

41.

- Я люблю мужчин, потому что они воины, - сказал эмир перед народом, собирая ребят на войну.

- Я тоже люблю мужчин, - сказала абыстай, супруга булгарского муллы, - потому что я женщина. Но я люблю и женщин, и детей тоже, потому что я женщина. Значит во мне любви больше к людям, чем у тебя, эмир, и я не хочу войны.

 

42.

- Чтобы стать настоящим мужчиной, каждый юноша должен отслужить в армии у хана, - сказал эмир народу.

- Неправду говорят твои уста. Гроза сабантуев, силач Биктимер не служил в армии, но многие женщины могут подтвердить, что он настоящий мужчина, - сказала абыстай-ханум.

 

43.

Обратился хан к булгарскому мулле:

- Скажи о визире.

Ответствовал мулла:

- О, доброблагий хан. О визире говорить не хочу, так как если скажу хорошее, в нем много недостойного. А если скажу плохое, в нем много хорошего.

 

44.

- Скажи, хазрет, кто кому обязан служить: «Человек – Родине или Родина - Человеку?»

Ответил хазрет:

- Пока Человека нет, нет у него и Родины. Как же Человек может быть обязанным тому, чего нет, если нет его самого.

 

45.

- Кто кого должен бояться: Народ – Царя или Царь – Народа?

- Народ не должен, но он боится.

 

46.

Все бабушки любят поговорить о своих хворях, и чем они здоровее, тем им больше нравится, когда их считают недужными. И чем больше диагнозов наставит врач, тем они более довольны.

 

47.

- Россия дороже! – сказал посланник великого князя.

- Дороже кого? – переспросил булгарский мулла.

 

48.

Лучше поздно ложиться, чем никогда не вставать.

 

49.

Рожденные летать, желают ползать – вот подлинный грех.

 

 

 

 

ГОСПОДЬ И НАУКА

 

1.

Сильный не тот, кто победил, а тот, кто выстоял в поражении.

 

2.

Нельзя говорит: «Бог един»

Кто дал право ограничивать Его?

 

3.

Бог, если захочет, Он может стать бесконечным, множественным и нулевым. он может исчезнуть, Он может появиться.

 

4.

Нельзя говорить: «Не ошибается только Господь»

Кто тебе дал право лишать его права даже на ошибку?

 

5.

Нельзя говорить, что твоя вера самая правильная.

Потому что Господь никому еще на это доверенность не дал.

 

6.

Нельзя думать, что твоя истина самая истинная.

Потому что каждый имеет на это право.

 

7.

Нельзя говорить: «Тебе воздастся».

Потому что существует закон искупления, а не возмездия.

 

8.

Сократ учил заботиться о своей душе.

Но должна ли тогда и душа заботиться обо мне?

 

9.

Скорее снег повалит обратно в небо,

Чем когда-либо мы научимся валить вину на себя.

 

10.

Кто выше: государство или человек?

Государство создал человек, а человека Господь.

 

11.

Господь сказал человеку: «Скажи мы».

Сатана тут же нашептал: «Скажи Я».

 

12.

Господь сказал человеку: «Хорошо, скажи Я».

Сатана тут же подучил: «Скажи Я – самый лучший Я».

 

13.

Дешевая наука учит:

- Нельзя быть категоричным.

Спроси:

- А почему Вы это утверждаете столь категорично?

 

14.

Дешевая наука говорит:

- Не надо упрощать.

Согласись: Да-да, надо усложнять!

 

15.

Дешевая наука требует:

- Надо быть терпимым.

Спроси:

- А надо ли быть нетерпимым к нетерпимости?

 

16.

Дешевая наука гордится тем, что гипотеза подтверждается.

Ученый тот, кто радуется, что его теория опровергается.

 

17.

Дешевая наука призывает к плюрализму мнений.

Узнай, почему плюралист не признает еще одного мнения, что не должно быть плюрализма?

 

18.

Дешевая наука отвергает причинность.

Спроси:

- А по какой причине мир беспричинен?

 

19.

Дешевая наука кричит:

- Надо понять, а не объяснять!

Скажи:

- Согласен, что некоторые пытаются объяснить, ничего сами не понимая.

Но, наверное, есть и те, кто сами все понимают, но ничего не могут объяснить.

В таком случае, почему вы отрицаете возможность и объяснения, и понимания?

 

20.

Дешевый политик скажет:

- По моему глубокому убеждению.

учитель о теореме Пифагора никогда не скажет:

 - По моему глубокому убеждению.

21.

Дешевый политик говорит:

- Нельзя абсолютизировать роль науки.

Спроси:

- А почему вы абсолютизируете свое мнение?

 

22.

Не бойся чиновников, бойся унизиться перед ними!

 

23.

Овидий учил льстить женщине: пляшет – хвали руки, поет – хвали голос.

Булгарский мулла советовал:

- Найди свое слово.

 

24.

Деньгами надо делиться. Будешь делиться - будешь иметь.

 

25.

 

Любят говорить:

Вы меня не поняли.

Надо говорить:

- Кажется, я непонятно выразился.

 

26.

Любят говорить:

- Вы ошибаетесь.

Надо говорить:

- Возможно, я ошибаюсь, думая, что вы ошибаетесь.

 

27.

Нельзя говорить – Бог тебя накажет.

Потому что ты вправе просить Бога ниспослать наказание только на себя.

 

 

МЫСЛИШКИ НОВЫХ ВРЕМЕН – АБДЕЛЬ ИБН ГАЛИ)

(Педагогические настрои)

 

1.

Природа любит симметрию: если правда то, что от кровосмешения плодятся ублюдки, должно быть тогда правдой и то, что от кровосмешения родятся гении.

 

2.

Сказал мулла-хазрет:

- Плохие педагоги выговаривают малышу: «Ты не желаешь, но ты должен, ты обязан». Забыли правило четырех, потому что еще три случая: не желаешь и не должен, желаешь и должен, желаешь и не должен.

- Поясни, сказали шакерты.

 - Подлинный наставник добивается того, чтобы должное стало желанным. Ибо если ты не хочешь, то ты никому ничего не должен.

Вспомни: разве мамы вскормили нас грудью и готовы жизни лишиться, потому что должны?

 

3.

Закон константы долга: у человека не может быть бесчисленное количество долгов. Каждый имеет свою константу долга.

Худые наставники постоянно надоедают шакерту: ты должен то, ты должен это и т.д. Забывая, однако, что человек не может удержать в памяти такое множество требований. Человек, у которого много долгов, разве вернет их?

 

4.

Люди хотят что-то развивать, а не знают законов развития того, что надумали развивать. Это плохо, ибо в таком случае они под свое предельное загоняют извечное.

 

5.

Холоп скажет: «От нас ничего не зависит». Не сердись на него, ибо другое ничтожество его оправдает: «За столько лет нас к этому приучили».

 

6.

- Что значит «нет-нет-да»? – спросили шакерты.

- Я вас обидел?

- Нет, - поспешили ответить шакерты.

- Или, может, оскорбил?

- Нет, - повторили шакерты.

- Значит, я вам нравлюсь?

- Да, - сказали шакерты.

( правило двух «нет»)

 

7.

Чужую беду руками разведу, слышал. Так, сделай свою беду чужой. Посмотри на себя со стороны.

 

8.

Подлые советы, как унизить начальника:

- Если начальник делает замечание, не признавайся, скажи: у вас все виноватые.

- Если ты вынужден признать свою вину, скажи: ваш укор справедлив, но тон унизительный.

Говори так, потому что всех не опросишь, а тон не поймаешь.

 

9.

Пчела жалит и гибнет, спасая свою честь. Человек жалит и губит душу, теряя честь.

 

10.

Самооценка.

Индейцы не видели золота в ручьях. А ты не видишь золота в себе. Что ожидало индейцев? Поражение. Что же ты ждешь для себя?

 

11.

Как покритиковать?

Говорят: «Ты умный, и я тебя обожаю». Но говорят: «Ты черствый, и я тобой восхищаюсь».

 

12.

Но зато.

Совет: не сравнивайте детей!

Неверно: сравнивайте любя. Если сын соседей начал раньше ходить, скажите: НО ЗАТО мой лучше поет.

 

13.

Интеллектуальные игры шакертов.

Кто ничего не делает, не ошибается. Неверно: у одного загорелась изгородь. Он ничего не делал, и изба сгорела.

 

14.

Скупцу скажи: мир не вечен.

Транжире напомни: умрешь не завтра.

 

15.

Ручей шумлив, а Идель (Волга) спокоен.

 

16.

Не кричите на ребенка.

Неверно: кричите… на себя.

 

17.

Посмотри: нет ли в плохом хорошего, в хорошем – плохого. В первом случае – тебя минет отчаяние, во втором – беспечность.

 

18.

Плачет ребенок – не ругайте, начинайте ловить петуха. Ссорятся дети – не злитесь, дайте им кумыс.

 

19.

Аллаху не можешь угодить только молитвой: надо быть честным.

 

20.

Умейте распознавать людей, про которых ты можешь сказать: «Ты нужен ему, когда ты ему нужен! И наоборот».

 

21.

Без труда рыбку не вынешь из пруда. А если рыба в пруду давно не водится?

 

22.

Нелепый довод.

Один семерых ждет.

Зачем? – Потому что семеро одного не ждут.

 

23.

Учиться – никогда не поздно. А что: не учиться – никогда не рано?

 

24.

Один плакал, второй смеялся. Второй плакал, первый смеялся. Оба плакали, оба смеялись.

- Боже, почему же нет пятого варианта? – сокрушался шакерт.

Ответил мулла:

- У Бога есть – у тебя нет!

 

25.

Пришел к булгарскому мулле человек с жалобой:

- Почему я такой не уверенный в себе?

Спросил его хазрет:

- Ты абсолютно в этом уверен?

- Да, абсолютно!

 

26.

Бывают ли умные, талантливые воры? Бывают.

Вот почему, когда учителя взахлеб говорят о развитии мышления, боюсь: как бы они не забыли о развитии духовности.

 

27.

Шакерт сказал:

- Отец мой объявил голодовку хозяину.

Помолчал мулла и сказал:

 - Зайчики объявили голодовку волкам. Скажи кому худо?

 

28.

Сказал шакерт:

- Простите, мулла-хазрет, но я не могу решать задачи по математике.

Ответил мулла:

- Никогда не говорите «я болею», ибо не поправитесь. Говорите «у меня болит», и тогда болезнь отступит. Никогда не говорите «я не могу», ибо в таком случае точно не справитесь. Говорите «у меня не получилось» и вы сумеете.

 

29.

Советы одинокой женщине.

- Ты переживала, что нет мужа, а теперь отчаиваешься, что нет ребенка. А ведь главное не ребенок, а друг, с которым тебе сладко.

- А если нет друга?

- Так, может, это лучше, если его нет, чем негодяй, который хочет от тебя только одно, - сказал мулла.

 

30.

Должен.

Нельзя говорить людям «должен». «Должен» следует говорить только себе, если ты, действительно, должен.

 

31.

Кому ты должен.

Слова «долг» и «должен» придумали те, кто хотел бы, чтобы ты им был должен, а они тебе ничего не должны.

 

32.

Мулла:

 - Смотри, как кошка гладит котенка.

- Чтобы был чистым, - сказали шакерты.

- Нет, чтобы рос смелым!

 

33.

Шакерт сказал:

- Диоген считал, что богатым людям жизнь кажется лучше и потому смерть тягостна, бедным – жизнь тягостна, зато смерть принимают легче.

Мулла-хазрет ответил:

- Верно, но формула неполная, так как содержит только два случая, а их четыре. Невеждам – и жизнь тяжела, и смерть тяжела. А мудрым – и жизнь – весна, и смерть светла.

 

34.

Чем больше власти у человека, тем он менее свободен.

 

35.

Бросил мулла на закате камушек в пруд и сказал:

- Жизнь – это убегающие волны, и каждому свое число отведено. Великий Ганнибал прожил 60, Чингиз – 72 года. Искандер Великий – 33, Иван Бикбай (Калита) – 44. Все числа делятся на 12 или 11. А сколько волн твоих на этой земле, ты подумал?

 

36.

Сказал молодой мулла родителям:

- Хвалите ребенка за дело, за поступок. А не вообще.

Поправил мулла-хазрет:

- Неверно. Поправлять следует конкретный проступок, а хвалить – личность.

 

37.

Как хвалить.

- Нельзя говорить: ты вечно опаздываешь, и ты все ломаешь. Надо: ты сейчас опоздал, ты сейчас сломал. И наоборот, хвалить следует так: ты всегда внимательный, ты самый заботливый. Даже если мальчик в первый раз подарил матери цветы, следует сказать «ты всегда умница», ибо после таких слов последуют хорошие поступки.

 

38.

Спросил шакерт:

- Для чего Аллах придумал ад: что у него других дел нет, как возиться с грешниками? Или ему их страдания приятны?

Сказал мулла-хазрет:

- Да, простит тебя Господь за подобный вопрос, а меня за ответ. Ад – регулятор, чтобы не допустить беспредела на земле.

 

39.

Спросили родители:

- Бог разрешил людям рожать детей. Для чего?

- Не для того, - ответил мулла, - чтобы люди развлекались в ночи. Ибо Бог изобретателен, мог наделить нас лучшими усладами. И не для того, чтобы дети ухаживали за нами на старости. Бог милостив: он мог бы лучше каждого из нас позаботиться о нас. Бог разрешил людям иметь детей, чтобы испытать нас на доброту и ответственность.

 

40.

Советы родителям.

Каждый ребенок талантлив. Если бы это было не так, Бог был бы скуп. А он всемогущ и щедр. Каждому он дал талант.

Но талант - это клад. И ты, родитель, помоги чаду его найти.

 

41.

На именинах мурзы все гости повторяли одно и то же – «желаем тебе, уважаемый мурза, здоровья, счастья, благополучия, много детей, долгих лет жизни». Или «желаем тебе того, что себе ты желаешь». Дошла очередь до муллы. Вытащил он из-за пазухи попугая, и тот прокричал все, что говорили гости.

Рассердились гости и спрашивают муллу:

- А ты-то сам, что пожелаешь?

- Купите себе попугаев, - сказал мулла и ушел восвояси.

 

42.

Докладывал главный визирь хану булгарскому состояние дел, что казна ломится от золота и драгоценностей, что холопы счастливы и на границах благодать, и то и дело повторял «я убежден», «по моему глубокому убеждению», и все придворные ему вторили – «да-да, мы убеждены».

Дошла очередь до муллы:

- Вы когда-нибудь слышали, чтобы великий Мухаммед аль-Хорезми говорил: «По моему глубокому убеждению, дважды два равняется четырем».

«Я убежден» говорят те, у кого нет доказательств.

 

43.

- Можно ли круглое сделать угловатым? – спросили шакерты.

- Герб Тимура: три круга расположены треугольником, - ответил хазрет.

- А можно ли угловатое сделать круглым?

- О, слишком много треугольников надо расположить по кругу. Вот почему от доброты (круга) до злости (треугольника) три шага, от злости до доброты – сорок.

 

44.

Один учитель любил повторять слова Тимура: «Правитель, авторитет которого слабее кнута и розог, не достоин своего звания. Но я же не правитель,  а всего лишь учитель».

Сказал булгарский мулла:

- Учитель должен быть выше Правителя.

 

45.

Спросили шакерты:

 - Вы нас ругаете, мулла-хазрет?

- Нет, я вас не ругаю. Я расстраиваюсь. Когда вы говорите «он нас ругает» - вы себя немного оправдываете. Когда вы говорите «мы его расстроили» - вы немного вините себя и обещаете себе исправиться.

 

46.

Говорил учитель родителям:

- Кувшин разбил – не кричи на ребенка. Кувшин не вернешь, а из ребенка вырастишь пугливого ягненка.

 

47.

Увидел мулла, как дети ссорились из-за котенка, чуть не разодрали его, так как каждый кричал: «Мой котенок!»

Взял мулла котенка, погладил и сказал:

- Ты – моя киса, а я – твой человек.

 

48.

Приехал из Багдада молодой ученый, ученик прославленного аль-Джувайни:

- Мы пишем учебник истории народов. Учитель просил узнать определение, что такое ваше любимое блюдо – пэхлэви.

Не ответил булгарский мулла, пригласил ученого домой, и показала  жена-абыстай, как готовится пэхлэви, и потчевала гостей обильным ужином.

И только после этого сказал мулла-хазрет:

 - Определениями сыт не будешь. Мы в медресе учим детей не определять, а делать.

 

49.

Булгарский мулла сказал византийскому гостю:

- Вы призываете к самореализации, а я прошу – реализуйте других. Вы говорите «человек человеку – брат», я рекомендую – будь брат брату человеком.

 

 

СТУПЕНИ САМОВОЗДВИЖЕНИЯ

1. ПСХОЛОГИЯ ОГНЯ

 

 

 

Сэй ис, Рэ-ис,

Рэ-ис, сэй ис.

Рэис ул!

 

Больной, смуглый, кряжистый парень, прыгал на раскаленных углях от самовара, как карп на сковородке, и отчаянно причитал вслед за старцем. Рядом пес Раис! С упоением лакает из пиалы. Если он завыл, значит, хворь от больного желтобрюхой блохой перескочила к нему. Отсюда приказ псу – умереть, чтобы снес болезнь на кладбище недугов. Потом дается ему приказ воскреснуть. Так и засела в памяти эта картинка, как рыболовный крючок на сорочке: зеленый дворик в сумерках, поблеивание козлят в сарайчике, запах дыма можжевельника и гости нежданные – загадочный старик-колдун со своим не менее загадочным четвероногим другом.

«Не колдун он вовсе, - говорила мне бабушка, - а один из твоих родичей, от седьмого колена Севидовых. Когда-то твои прадеды, правоверные бежали от Яуыз Ивана (Грозного) в леса прибельские, другие же пошли на службу к царю, обрусели, больших чинов домогались, а теперь, видишь, скрываются от большевиков».

Не знаю, много ли правды в этом, но снова, как и тогда, всплывает доска с родовой Тамгой, ибанайским ромбиком с рогами, как голова уральского лося (1), и этот парень, с упрямыми смоляными волосами. Пробуждение памяти Рода – главное условие целения. Человек без рода и без племени обречен! Духовный инвалид, он обязательно станет инвалидом физическим. Для спасения ему следует пройти ступени самовоздвижения.

Об этих ступенях я расскажу позже. А пока, какие же болезни лечили психотерапевты? То, что я видел и понимаю нынешним умом: неврозы, радикулиты (теперь остеохондрозы), язвенная болезнь, заикание, недержание мочи, порчи, сглазы (в медицине – фобии, истерия). Психологическая поддержка при стрессах и опухолях.

Лечились независимо от национальности: башкиры, мишари, русские, украинцы, удмурты. Помню, один тракторист, из немцев, с потрескавшимися ладонями (псориаз), обращаясь к псу, скакал на углях и кричал:

 

 При мне пей чай,

 При-ми пе-чаль,

 Пес-пес, сдох!

 

Больше в жизни я не видел такого, но тот пес здорово чай хлебал, только свежей заварки, ароматный, грузинский. А старик мне объяснял: огонь, как человек. У него есть ум и характер. Одним словом, своя психология. Потому что, сам знаешь, пламя бывает, как царь, как мурза, бушующим, безумным, или, как волхв, как табиб, спокойным, умиротворяющим. В огне человек гибнет, но огнем может исцелиться. Может, если пройдет ступени самовоздвижения.

 

2.ПОМНИ РОД СВОЙ!

 

« В огне человек гибнет, но огнем может исцелиться. Может, если пройдет ступени самовоздвижения», - наставлял меня приезжий дед азам пиропсихологии, сидя во дворе на бревне. То был духовный мулат, с приличной примесью печенежской крови, но воспитанный, как он признался на борщах украинской, славянской культуры. Помните, Володя Высоцкий пел о птице Гамаюн, а дед еще задолго до него любил вирши о ней, и сейчас по прошествии многих лет я в состоянии воспроизвести их в точности только по древнерусским ведам: «Тут ударил Сварог тяжким молотом по горючему камню Алатырю, и рассыпались искры по небу. Так создал Сварог силы светлые и свое небесное воинство» (2).

- Первая ступень самовоздвижения, - умозаключал старик, - память Рода, своего воинства.

Дремавший дотоле пес поднял голову, навострил уши.

Ворота скрипуче пропели, появились две женщины, поставили на крыльцо нехитрые приношения: кринку сливок, огурцы солененькие с вареной картошкой, прикрытой лопухом. Дед:

- У доктора были? Бюллетень брали?

Одна:

 - Была, не дал, окаянный. Объясняю, голова раскалывается. Не верит. Голова – не дрова, говорит, раскалываться не может.

Дед:

- Соберем тебе голову, матушка. А ты, - обращаясь к другой, - иди сначала на прием. Не хочу я срок схлопотать через тебя. Пользую только тех, кому врачи отказали.

А дальше как в немом кино, быстро-шустро. Усадил дед «матушку» на табуретку, приказал подышать, покрутил голову вправо-влево: хруст-хруст! Потянул вверх: хруст-хруст! Пересадил на травку, как на палас, велел сцепить пальцы на темечке, вдыхать-вдыхать и на каждом выдохе склонять голову все ниже и ниже к грудине. При этом читать молитву, пока пальцы не склеятся.

Погладил волосы на лбу, провел от затылка до пяток:

- Прошла головка?

- Прошла!

- А теперь еще раз прочитай молитву, и помяни семь прабабушек.

- Да как же помяну, - смутилась женщина, - коли не знаю?

- Обязана знать, строго отвечал старик, - если издохнуть не хочешь. Потому как хворушка твоя в наказание, а деткам в назидание за твою щербатую память. Слыхала заповедь: чти отца и мать?

- Да-да.

- А почему так сказано?

- Потому что они родили меня.

- Не потому, осерчал дед окончательно.- Вон гусак тоже родит гусят, да век коротки, до осени. А ты человек, мыслить обязана. Нынче многие мнят себя образованными да культурными, а на деле тупогляды, потребители духовные. Вот и ты нахваталась, а мудрости нет.

- Да где же ее взять? – обиделась женщина.

- Грех так-то спрашивать. Загляни в книгу Ветхого Завета, а «Исход», 20-12. «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле…». Теперь соображаешь, отчего родителей чтить надобно?

- Да, чтобы жить дольше.

- Верно, - подхватил старик, успокоившись, - чтобы жить дольше, не хворать, не страдать, близким не досаждать. И, наоборот, если воистину ты исцелиться надумал, начинай с воскрешения Рода. Потому как всякий, кто захоронил в памяти Род свой, прежде времени захоронит себя.

Пес неожиданно рявкнул, и все мы вздрогнули, а старик невозмутимо продолжал:

- Произвожу тебя в духовные поручики, и поручаю немедля обойти родню, выведать все о семи прабабушках, кем были, где схоронены. Вместе с детками написать слова ласковые, могилкам поклониться.

- А если ничего не вызнаю, и могилы затерялись?

- О, худо, - закряхтел дед. – Худо оттого, что попрали вы великий Закон человеков: память Рода! И все вы за это ответите! Беги же скорей: делай, что в силах. Не в силах – придешь!

Старик понимал великий Закон как целостность Рода, как биоинформационную связь поколений:

- Над тобой двое, над ними четверо и далее. Тысяча предков твоих пополам плюс десять породили тебя, и хотя бы один из них не родись, вовек этих яблонь тебе б не дышать!

И только тогда до меня дошло: этот странник здесь, чтобы воскресить свои семь колен, спасти наш Род, и меня в том числе. Послушайте песню девяностолетнего башкирского поэта-сэсэна (3):

 

Земля, где отец мой стал женихом,

Где невестою стала мать,

Где пуповину взрезали мою,

Где мог я сладость вод испытать!

 

Ведь правда, это превосходно жить на этой Земле? А желаешь жить дольше - помни Род свой! Первая ступень самовоздвижения.

 

3. ПРБУЖДЕНИЕ АРХЕТИПА.

- «Memento mori! Помни о смерти!» - наставляли древние римляне. «Желаешь жить дольше – помни Род свой!» - учили булгары в старинных суварских медресе, - убежденно повторял старик, как будто сам прослушал проповеди великого Сулеймана ибн Дауда ас Саксини Сувари и принес с 12 века «Свет лучей – правдивость Тайн».

- А ну-ка, «цветок сада, радующий больные души», пройдите сюда, - говорил дед женщине.

Он был в хорошем настроении. Еще бы: она восемь лет страдала параличом век (блефароспазм). Была инвалидом второй группы, а уже сегодня смотрела на нас большими сияющими, как две яшмы, глазами. Но немного жаловалась на сердце.

И снова кино:

- Шустро-быстро марш на табуретку, дышим-дышим!

Руки согнул в локтях, отвел назад:

- Вдох – тянем вперед, выдох – назад!

 Покрутил торс вправо-влево: хруст-хруст!

- Боль ушла?

- Ушла, ушла, - заторопилась сообщить благодарная пациентка.

И опять, как вчера, пересадил на палас: «Дышать-дышать!» Склеил руки на темечке:

 Дышать-дышать! Успокоилась! Предстаивила лунную степь. Ржанье коней вдалеке. Холод собачий в ногах, тепло от костра на щеке. Вглядись туда, где луна и холмы. над холмами предков тени плывут! Мерцают, то ясней, то бледней. И лики блаженны, источают любовь.

Приятная улыбка озарила женщину, щеки зардели. И вдруг мне стало не по себе: меня тоже охватил восторг. Голос деда гулко доносился с небес: «Память Рода! Память Рода!» И сверкая, как бумажный змей, всплыл предо мной архетип Рода моего, Тамга степных племен, и в запахе трав, сквозь рев баранов послышались знакомые ритмы:

 

 Пьет джигит из касэ вино!

Азиатскую супит бровь,

На бедре его скакуна

Вырезное его Тавро(4)

 

Голова приятно кружилась. Очнулся, когда дед тормошил меня за плечо. Дал уголек, и я, и женщина, принялись воспроизводить Тамгу на доске. дед пояснил:

- Всякий раз, когда нервы сдают и вам потребна сила небес, зазывайте Тамгу. И весь ваш Род вам придет на подсобу!

И я верил ему, потому что Тамга, как доказал выдающийся врач и психолог К.Юнг (5) – это Архетип, сгусток коллективной бессознательной энергии.

Улыбнитесь себе – улыбнитесь миру. Вспомните: «Веселое сердце благотворно, как врачевание, а унылый дух сушит кости» (Книга притчей Соломоновых, 17-22). Воссияние Тамги, пробуждение Архетипа Рода – вторая ступень самовоздвижения.

 

 

4. ТАНЦЫ НА УГЛЯХ.

«Веселое сердце благотворно, как врачевание, а унылый дух сушит кости» (Книга притчей Соломоновых, 17-22). Воссияние Тамги, пробуждение Архетипа Рода – вторая ступень самовоздвижения. Что же тогда третья ступень?

- Свято место не бывает пусто. Кто не помнит семи дедов своих, положенные им соты в памяти Рода займет Суетная рать. Вот ты, разухабая башка да постылая душонка, жалишься на язву, прострел, а то, что душу медовухе продал, память предков предал, утаиваешь, - зло выговаривал старик мужичонке-пасечнику, который стоял на коленях, положив грудь на табуретку, свесив вперед голову и руки.

Старик усердно давил ему позвонки: хруст-хруст. Уложив на траву, скручивал как белье: хруст-хруст.

- Отпустило?

- Отпустил, - пялил глаза мужик.

Вдруг сильнейший шлепок по шее зашатал его. Не давая опомниться, дед вопил:

- Дышать-дышать, христопродавец! Сесть на траву, руки на главу. Дышать-Дышать! Душу шмонать! Пальцы склеились – не оторвать!

Больной зашевелился. Но второй мощный удар оглушил его, а старик вновь накинулся, как шершень на муху:

- Дедов пропил – ведьм купил. Обернись – вон на Лысой горе костры жгут, зелья варят, тебя ждут.

Старик несколько раз покрутил пасечника на месте, решительно скомандовал: «Пошел, пошел!» и толкнул в раскаленные угли. Глаза мужичка уставились в незримую даль, и он запрыгал, как австралийский папуас, повторяя вслед за дедом гимн Нечистой силы:

Жунжан! Жунжан!

Мазитан, раухан, гяутан.

Жунжан,

Яндра, кулайнеми, яндра,

Яндра!

 

Наконец, угли затоптаны. Больной блаженно опускается на траву. Старик гладит его по голове и дает жесткие команды: «Пить - детей загубить».

Итак, технология огнехождения:

  1. Присядьте на коврик, подышите, сцепите руки на темени.
  2. Представьте родовую Тамгу! Степь и собачий холод в ногах! Руки расклеить.
  3. Еще раз  подышите. Взгляд в одну точку и вперед по углям!
  4. Команды: «Память прочная, как канат! Стрессы нипочем, как штормы скале!» Можно лечебные: «Пить бросил! Курить забыл!»
  5. Скажите мысленно: «Чувствую себя превосходно!»

Естественно, что костер должен быть заранее разожжен. Беговая дорожка из углей – ширина 0.5 м, длина – произвольная. Соблюдать технику безопасности: в дровах, в досках, из которых готовятся угли, не допустимы гвозди! перед дорожкой расстелить мешок холщовый, полностью, без профессионального медицинского психолога лучше эти опыты не проводить.

В чем секрет?

Мне пришли письма. Некоторые утверждают, что между подошвой и углями биоплазма, другие – лептонный газ, третьи – выход в астрал, четвертые – вакуум, пятые - пары пота, шестые – подошвы смазаны особой глиной. Нет, нет и еще много раз нет! Дело в хорошо известном нейрофизиологам законе Гоорвега-Вейсса: для возбуждения биосистем необходимо пороговое время. Вспомните: едешь поездом – промелькнувшие названия станций не поспеваешь прочесть. Так и здесь. Попробуйте поджечь кусок кожаного ремня. Увидите, как долго он не затлеет. Выходит, время для ожога исчисляется секндой, а для болевой реакции – десятой долей! Вот и весь сказ: если отключить боль, то человек может запросто побежать по раскаленным углям. Для этого следует немного подышать, отравить мозг кислородом, вызвать спазм сосудов ног (отсюда холод, онемение) или вызвать самогипноз. После этого, пожалуйста, спокойно можете танцевать, как булгарские огнеходцы. С каждым последующим разом процедура упрощается, вырабатывается условный рефлекс, и уже с первым вдохом вы способны спорить с огнем.

Иные пессимисты не верят. Говорят, дело в магическом заклинании «Жунжан!» Ссылаются на выдающегося этнографа И.Сахарова (6): якобы Жунжан – это «какая-то смесь разнородных звуков языка, никому неизвестного, и, может быть, никогда не бывалого!»

Старик-колдун как неожиданно приехал, так неожиданно уехал, как он сказал в Пензу. Но на прощанье я не выдержал и тоже спросил у него про Жунжан. Расхихикался дед, и продекламировал с восточно-татарским акцентом: «Слушай, юлдаш! Джэннэ-джан, джэннэ-джан! Мэджит, Райхан! Кая тунгу? Яндыра! Калай мени яндыра! Яндыра!» И сразу стало ясно, о чем пели ведьмы у костра на Лысой горе полтора века назад, когда И.Сахаров собирал фольклор, а хмельной казак «подслушал» их голоса: «Бесова душа! Бесова душа! Маджит, Райхан (мужское и женское имя)! Как тут замерзнешь? Жгет! Как (раскаленным) железом жгет! Жгет!» Они эти ведьмы, еще помнили тогда средние века – костры инквизиции.

В заключение, обращаю внимание: ступеней воздвижения не 3, не 33, и не 99! Это для хождения по углям понадобилось немного.

Считаю также крайне важным подчеркнуть: долг ученых освещать подлинные научные и духовные знания, не отрицать необычные факты, проникать в их сущность, создать демистификационные творческие программы, показывать людям, что они сильны и что они сами творят свою судьбу и историю.

P.S. Г.А.: Все возможно, ибо, как говорили древние, «прежнее небо и земля миновали» (Откровение, 21-1), а нового неба и новой земли я еще не видел.

 

СЛОВАРЬ ВОСТОКА

 

Аль-Азхар – прославленный университет Каира (969г.)

Вахи - откровение

Дервиш – странствующий нищий монах

Илхам – вдохновение

Ихьяг Гулум ад-Дин – Воскрешение наук о вере, известная книга Аль-Газали (1097)

Казы – судья

Кашф – открытие

Маулан – наставник

Махид-дин – отклоняющийся от веры

Машрика – мусульманский Восток

Мугаллим – учитель

Мударрис – профессор

Мухид- дин – воскрешающий веру

Нафс – глубинное Я, не душа

Тахафут ал-Фаласифа – несостоятельность философов, прославленная книга аль-Газали(1085)

Улем - богослов, искусный спорщик

Факих – юрист

Хадисы – рассказы о Пророке

Хазрет – обращение к мулле

Шакерт – ученик

Шар- откровение

Шариат – законы ислама

Шейх – учитель

Шейх-уль Ислам – видный богослов

 

Литература.

  1. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. М.: Наука, 1974. – 84с.
  2. Русские веды. Песни птицы Гамаюн. Велесова книга. Реставрация Б.Кресеня. – М.: Наука и религия, 1992. – С.13.
  3. Башкирские богатырские сказки. Под ред. Л.Г.Барага и Н.Т. Зарипова. – Уфа: Башкнигоиздат, 1981.- С.25.
  4. Васильев П. Стихотворения и поэмы. – Уфа: Башкнигоиздат, 1976.- С.20.
  5. Юнг К.Г. проблемы души нашего времени. – М.: Прогресс, Универс, 1994. – 336с.
  6. Сахаров И.П. Русское народное чернокнижие. – М.: Эврика, 1991.- С.175.

 

 

Преглеждания: 220

Коментар

Трябва да сте член на Паметта на българите, за да добавяте коментари!

Включи се в Паметта на българите

Web Analytics