Аллея писателeй

„Аллея писателей“ поведет посетителей Двора в необъятный мир литературного творчества, с тем, чтобы они могли узнать больше об истории народов и приблизиться к душевности писавших и пишущих на кириллице. Под каждым постаментом будет находиться горсть родной земли писателя. Бюсты будут созданы самыми выдающимися скульпторами тех народов, к которым принадлежат соответствующие писатели. Таким образом посетители смогут получить представление не только о литературе, но и об изобразительном искусстве каждого представленного здесь народа.

 

БОЛГАРСКИЕ

Пейо К. Яворов

01.01.1878 – 17.10.1914

yavorov

1.11. 2017 г. –В День народных будителей – было положено начало Аллее писателей открытием бюста болгарского поэта и поэта мирового значения – Пейо Яворова.Поэзия знаменитого воеводы имеет общечеловеческое значение в борбе за македоно-одринское освобождение, так как его волнуют „вечные вопросы, которые „ни один век не смогрешить“ и, в то же время, поэт является одним из наиболее тонких и любимых знатоков болгарской души. Его творения „Градушка“/”Град”, „Заточеници“/”Ссыльные”, „Арменци“/”Армяне”, „Родина“/”Родина”, „Две хубави очи“/”Красивые глаза” и многие другие формируют культурный облик Болгарии в мировой литературной классике.

*Бюст Яворова – дело пловдивского художника Аршака Тжикяна. Памятник был открыт директором дома-музея в родном городе поэта – Чирпане, писателем Тодором Ивановым. Он положил в основы постамента землю и возложил букет осенних хризантем из двора дома Яворова. На мемориальной доске с именем поэта написаны слова  генерала Гарегина Нжде, командира армянской добровольческой роты Македоно-одринского ополчения и национального героя Армении: „Тому, кто пил и из чаши армянского страдания“.

 

Иван Вазов

09.07.1850 – 22.09.1921

vazov

25 ноября, в день памяти святого Климента Охридского, Аллею писателей продолжает Патриарх болгарской литературы – Иван Вазов. Патриарх – это отец, духовный вождь общности. Он жил на границе эпох – между рабством и свободой. Вазов создает полувековое творчество, посвященное Болгарии, болгарской истории и культуре во времена трудного перехода от подчинения к самостоятельности. Автор стихотворений „Аз съм българче“/”Я маленький болгарин”, „Родната реч“/”Родная речь”, „Паисий“/”Паисий”, „Левски“/”Левский”, первого романа в нашей литературе – „Под игото“/”Под игом”, признанной в анкете „Большое чтение” самой любимой болгарами книгой создает произведения, выражающие его отношение к европейской культуре (цикл сонеты „Италия“). Взволнованный рассказом одной женщины об освобождении Охрида болгарской армией во время Сербско-болгарской войны, именно 25 ноября, народный поэт пишет стихотворение, восхваляющее св. Климента, которого жители Охрида называли „золотым“ и считали, что именно он привел их спасителей.

*Автором памятника Вазову является скульптор Борис Борисов. За последние годы он создал памятники Калояну в Варне, Ивану Хаджийскому в Трояне, братьям Евлогию и Христо Георгиевым в Карлово, Алеко Константинову в центре Софии (вместе с архитектором Пламеном Цаневым). К открытию скульптуры Вазова была доставлена горсть земли из родного дома писателя в Сопоте.

 

Христо Ботев

06.01.1848 – 01.06.1876

1 марта  2018 года по случаю чествования 170-летия со дня рождения поэта свободы Болгарии на Аллее писателей был установлен бюст Христо Ботева.

Если для болгар Васил Левский является идеологом “чистой и святой республики“ освободительных движений 19 века, то Христо Ботев – это революционер, соединивший свою жизнь и воспевший эту республику в своих стихах, с борьбой за нее. Рожденный в день Христова рождества и принявший имя христианского Спасителя, Ботев нес и его крест жить и умереть „за правду и за свободу“. Он знает, что „путь страшен, но славен: я могу погибнуть молодым“, но убежден и в том, что 

Тоз, който падне в бой за свобода,
той не умира: него жалеят
земя и небо, звяр и природа
и певци песни за него пеят…
(„Хаджи Димитър“) 

/Тот, кто падет в бою за свободу,
не умирает; с ним остаются
земля и небо, зверь и природа…
И песни о нем в народе поются. 

(Перевод А. Руденко) 

* Бюст Ботева выполнен выдающимся болгарским скульптором, иллюстратором и сценографом Георгием Чапкыновым (известного еще как Чапа). Его произведения выставлены в Национальной художественной галлерее, в Эрмитаже и других галлереях России, а также в здании Международного олимпийского комитета в Лозанне. Георгий Чапкынов является соавтором герба Болгарии, ему принадлежит заслуга создания статуи Софии в столице. Как мастер малой пластики он создает также образы на юбилейных монетах среди которых лик царя Бориса Крестителя и серебряная монета номиналом 10 левов, выпущенная к 100-летию Освобождения Болгарии в 1978 г. Чапкынов является лауретом премий в Японии, Нью Дели, Италии (за портрет Федерико Феллини). За свои достижения в области искусства и культуры он удостоен ордена „Святые Кирилл и Мефодий“

 

11 мая 2018 года, в День святых братьев Кирилла и Мефодия, будет открыт памятник Алеко Константинову:

Алеко Иваницов Константинов

1 января 1863 – 11 мая 1897года

Болгарский радетель “Свободы, честности и любви“, назвавший сам себя Счастливец, является одной из найболее интересных личностей в болгарской литературной и общественной истории. Писатель, фейлетонист, путешественник, ученый, защитивший диссертацию по юриспруденции, демократ Алеко Константинов был активным участником в жизни освобожденной Болгарии и создателем героев, представляющих типы человека в первые десятилетия ее утверждающейся государственности. Помощник-регистратор, амнистированный заключенный (“Разные люди, разные идеалы”), сопливый ребенок Ристу, превратившийся в Христофора Белокровского (“Не дай Бог слепым зрение”), и, конечно, найболее популярный из всех его персонажей – бай Ганьо, демонстрируют смешные и грустные стороны перехода от рабской ограниченности к мышлению свободного человека. Его путевые записки “В Чикаго и обратно” (1893) представляют собой первое произведение в болгарской литературе, которое прослеживает путь болгарина в Новый свет, что становится поводом увидеть под новым ракурсом родной мир и по-новому оценить его достоинства.

* Создатель памятника – известный во всем мире болгарский скульптор и член-корреспондент Болгарской академии наук – Вежди Рашидов. Он является автором более 40 выставок в стране и за рубежом, носителем ордена “Стара планина”, а в 2010 г. был удостоен за целостное творчество  звания академик Международной академии культуры и искусства в Москве, в России.

 

19 июня 2018 г.в Аллее писателей будут открыты еще 4 памятника болгарским писателям. Они являются особым подарком болгарской пенсионерки, бывшей учительницы – Йорданка Савова, котороя хочет выразить свою благодарность авторам и Двору кириллицы, который увековечит их работу и их значение.

Паисий Хилендарски

1722 – 1773

“История славяноболгарская”– первый письменный труд О болгарском народе, царе и святых и обо всех болгарских деяниях и событиях“. Ее автор – хилендарский монах Паисий, признает, что не учился “ни грамматике, ни политике”, но ведомый своей огромной любовью к болгарскому народу, он собирает сведения о его прошлом из разных источников и помещает их в “этой маленькой книжице” с посвящением: “Написал я для вас, тех кто любит свой род и болгарское отечество и любит знания о своем роде и языке”. Паисий показывает какие владетели наметили славный путь Болгарии в веках, кто был ее духовными учителями и кем были святые, мученически отстаивавшие христианскую веру. Своими идеями просвещения “История” положила начало Болгарскому возрождению, так как пробудила народное сознание в годы рабства и зародила в нем стремление к свободе.

* Автор памятника Паисию – известный во всем мире болгарский скульптор и член-корреспондент Болгарской академии наук – Вежди Рашидов. Он является автором более 40 выставок в стране и за рубежом, носителем ордена “Стара планина”, а в 2010 г. был удостоен за целостное творчество  звания академик Международной академии культуры и искусства в Москве, в России.

 

Христо Смирненский

17 сентября 1898 – 18 июня 1923 года

“Солнечное дитя революции”, “поэт красных волн” – так определяют появление Христо Смирненского в болгарской литературе в драматические для Болгарии годы после войн начала ХХ века. Христо Смирненский был самым младшим ребенком в семье Измирлиевых, покинувшей родной Кукуш после пожара во время Межсоюзнической войны. Он начинает писать и издавать свои первые сатирические произведения уже в 16-летнем возрасте. В них в запоминающихся поэтических образах он разоблачает социальную несправедливость. Но по-настоящему волнующие картины обреченности человека в “шумном блудном городе” появляются в цикле “Дети города”, а позже и в цикле “Зимние вечера”. Трагизм настоящего, однако, не сломляет дух Христо Смирненского, а укрепляет его веру в появление “новой зари”, времени, в котором будет царствовать “вечная любовь, вечная правда мира”. Его сборник стихов “Пусть будет день!” – это романтическое представление революционного преобразования тьмы страха и смерти в свет жизни, который толпы завоюют для себя. А “Сказка о лестнице“, которую поэт пишет незадолго до “желтой гостьи” (туберкулеза), отнявшей жизнь у 24-летнего молодого человека, и в настоящее время представляет собой урок политической и социальной нравственности для всех, кто забывает о настоящих человеческих ценностях, пока поднимается вверх по карьерной лестнице к своим управленческим постам.

* Бюст Смирненского – дело скульптора Красимира Ангелова. Он является также автором барельефа Васила Левского перед зданием болгарского посольства в Париже, бюста-памятника Апостолу в Силистре, памятника Свободы в Ботевграде и других скульптурных комплексов в Болгарии. 11 мая 2017 г. в столичной частной школе имени царя Симеона Великого была открыта грандиозная скульптура болгарского владетеля, для создания которой Красимир Ангелов использовал личную свинцовую печать Симеона с надписью “Василевс ромеев”.

 

Гео Милев

15 января 1895 – 15 мая 1925 года

Воскресим человека свободного в мире” – эти слова из поэмы “Сентябрь”, принадлежащие Гео Милеву, могут послужить девизом всего его творчества. Произнесенные год спустя после кровавого разгрома Сентябрьского восстания, они выражают сокровенный идеал поэта, гражданина, публициста, издателя, переводчика русских и европейских авторов: “Человек прежде всего! Человек это все: и цель, и мечта, и красота, и любовь, и искусство, и дух, и мир, и бог.” За свою короткую 30-летнюю жизнь Гео Милев проявляет себя как невероятный человек и творец. Он узнает страшное лицо войны, на которой он лишается глаза, но прикасается к культуре государства-завоевателя – Германии, где лечится и обретает гораздо больше, чем потерял. После своего возвращения в Болгарию (1919) он активно работает, чтобы использовать свои знания в трудных условиях послевоенного политического режима. Гео Милев создает современную критику и литературу (“Ад”, “Жестокое кольцо”), которые потрясают, расчленяют действительность, показывают ее грубость, для того, чтобы вызвать реакцию и ответить на наиболее болезненные вопросы – о смысле Отечества, о превращении “вековой злобы раба” в “пурпурный гнев величавый”, который откроет новый путь перед человеком: “один бесконечный восход – вверх! вверх!”. Власти уничтожают поэта, но не могут уничтожить его убежденности в том, что однажды “Земля станет раем! Станет!”.

* Автор бюста-памятника Гео Милева– плевенский художник Константин Симеонов – Костика. Он уже 40 лет живет со своей супругой– скульптором Убавкой Тончевой в с. Долни Дыбник, далеко от суеты перенаселенных пространств. Работает в области монументальной скульптуры, в малой пластике – в камени и бронзе. В 2016 г. становится лауретом награды “Св. Пимен Зограф”. В 2017 г. в центре Плевена к Рождеству Константин Симеонов сооружает двухметровый памятник любимому всеми жителями Плевена – певцу Эмилу Димитрову.

 

Никола Йонков Вапцаров

7 декември 1909 – 23 юли 1942

Автор стихотворений “Мужчины и женщины, народ, ни шагу назад! Будем строить завод жизни!” с молоком матери впитал красоту и силу гор Пирин. Море в Варне, где он учится на корабельного механика, пробуждает в нем мечтыо далеких горизонтах, а его работа на фабрике в Кочериново открываетему песни машин. Его отец – воевода Йонко Вапцаров, и его мать Елена предопределяют два главных пути в его судьбе – путь борьбы за лучшую жизнь обыкновенных людей “из фабрик и канцелярий” и путь литературы. В их доме останавливаются Пейо Яворов и Елисавета Багряна, царь Фердинанд и Борис III, члены ВМРО и представители интеллигенции. В поэзии Вапцарова слово имеет гражданин мира, который знает историю, живет трудностями настоящего, но знает, что “Жизнь придет лучше песни, лучше весеннего дня!”. Его сборник стихотворений “Песни мотора” трансформирует грубую реальность в поэзию человека, превратившего свою веру в хлеб для детей завтрашнего дня.

* Бюст Вапцарова – дело художника Владимира Кирова, специалиста в области живописи и миниатюры, лауреата международных наград Англии, Канады, Франции, а также Большой награды Международного Биенале миниатюрного искусства – Русе, 2011. Живет и работает в г. Троян.

–––––––––––––––––––––––––––

 

6 марта 2018 года будут открыты памятники трем из най-более значимых русских писателей и поэтов, а также основателям осетинской литературы.

РУССКИЕ

Александр Сергеевич Пушкин

26 мая (6 июня) 1799 – 29 января (10 февраля) 1837

Он „наше все“, “солнце русской поэзии” – так русские коротко определяют кем является для них Александр Сергеевич Пушкин. За свои 37 земных лет он создает внушительное своему объему творчество, которое превращается в мировой образец литературы и дарит бессмертие своему автору. Пушкин – создатель русского художественного языка, на котором могли читать и понимать все без исключения. Его называют “энциклопедистом русской жизни“. Поэзия А. С. Пушкина – стихотворения (“Я помнючудноемгновенье…”), его поэмы (“Цыгане”, “Руслан и Людмила”), роман в стихах “Евгений Онегин”, а также его проза (повести “Дубровский”, “Капитанская дочка”) и драма (“Борис Годунов”)  представляют собой исторический и духовный портрет России и русских в беспокойные десятилетия начала XIX века.

Пушкин – это личность с богатой душевностью и противоречивым характером. С одной стороны поэт получает хорошее образование, а его наблюдательность и острый ум не позволяют ему соглашаться с социальной несправедливостью (из-за чего он несколько раз был сослан). С другой – Пушкин свободолюбив, он ценитель женской красоты и любитель игры в карты, занимается твочеством везде и в любое время – на лицейской скамейке в Царском селе (сейчас г. Пушкин), в имении своей матери в с. Михайловском, в Одессе, в императорском дворе…Чувство чести, которым он обязан своему благородному происхождению,  и горячая африканская кровь его прадеда – Абрама Ганибала, становятся причиной дуэли с обожателем его жены и ранней смерти поэта.

Болгарскими мотивами в творчестве Пушкина являются стихотворение и повесть “Кирджали“, посвященные жизни бессарабских болгар в Молдове и особенно –  легендарному Стояну Индже воеводе, о котором поэт говорит: “Кирджали на турецком языке значит витязь, удалец”. Среди множества памятников поэту в России и во всеммире свое достойное место будет занимать его бюст, установленный на Аллее писателей во Дворе кириллицы.

*Создание бюста-памятника принадлежит Степану Сагайко – заслуженному художнику России, президенту Международной общественной организации художников (МООХ) “Золотой квадрат”, профессору Строгановского университета.

О нем:

 https://sites.google.com/site/artists111/stepan

 

Федор Михайлович Достоевский

30 октября (11 ноября) 1821 – 28 января(9 февраля) 1881

Писатель, на творчестве которого училось множество лауреатов Нобелевской премии в области литературы, при жизни не получает заслуженного признания. Ф. М. Достоевский был потомком священников, родился в многодетной семье хирурга, и, хотя вырос в бедной среде, отличался прекрасным воспитанием и высокой культурой. Его мать учит сына чтению по текстам историй Ветхого и Нового завета, а его отец обучает своих сыновей латинскому языку. Позже на юношу огромное впечатление производят библейская книга об Иове, драма “Разбойники”  Шиллера, ему нравятся рисование и архитектура. Молодой человек страстно жаждет заниматься литературным творчеством, но его отец считает, что Инженерное училище обеспечит ему лучшее будущее. В свое свободное время, однако, Достоевский продолжает читать русских и мировых авторов, знает наизусть почти всего Пушкина.

У Достоевского сильно развито чувство справедливости, он критикует взяточничество, защищает бедных. Все это не только создает ему трудности в жизни (из-за своих демократических взглядов он 4 года проводит в ссылке в Сибири), но и знакомит его с известными личностями из области искусства и культуры. Его первая напечатанная работа – перевод “Евгения Гранде”  Бальзака, а первый роман – “Бедные люди” (1845) Некрасов представляет известному критику Белинскому как творение “нового Гоголя”.  Несмотря на эпилепсию, появившуюся после смерти его отца, и множества жизненных срывов, Достоевский создает 11 романов, 3 новеллы и 17 рассказов, которые посмертно создают ему имя одного из лучших психологов в мировой литературе. Его романы “Идиот”, “Преступление и наказание”, “Братья Карамазовы” входят в число 100 лучших книг всех времен.

*Бюст создан Григорием Потоцким – известным во всем мире российским скульптором, основателем и президентом Межународной Академии Доброты и создателем памятников генералу Гурко в Софии и в с. Гурково, за которые он получает награду “Золотая муза”. Его более 130 произведений являются посланниками его философии Добра в 40 государствах мира. Еще о нем:

 http://persona.kurganobl.ru/kulturaiiskusstvo/pototskijgrigorijviktorovich

 

Сергей Александрович Есенин

21 сентября (3 октября) 1895 – 29 декабря 1925

“Грубым дается радость. Нежным дается печаль” – заявляет мудрец в теле вечно ищущего любви юноши – Сергея Есенина. За свою короткую 30-летнюю жизнь поэт нежной тоски создает 6-томное наследство, которое остается одним из символов русской души в мировой литературе. Путь русоволосого сына крестьянина с ангельскими синими глазами от с. Константинова до столичных культурных кругов был стремительным, противоречивым и исполненным вопросами без ответов. Его ранние стихи излучают простоту и очарование деревенской природы и обыкновенных людей. В большом городе он проявляет себя как бунтовщик, с провокационным поведением, несогласный с социальными и духовными ограничениями времени. После окончания церковно-приходской  школы поэт становится слушателем историко-философского отделения Московского городского народного университета имени А.Л. Шанявского, и несмотря на то, что не заканчивает его, благодаря самообразованию, обладает завидной эрудицией и проницательностью.

Музами поэта являются одни из самых красивых и интеллигентных женщин московской элиты, которые хотя и не приносят ему счастья, вдохновляют его на незабываемые стихи. Поэмы Сергея Есенина “Черный человек”, “Баллада о двадцати шести”, “Анна Снегина”, “Песнь о великом походе”,  сборники “Русь уходящая” и “Русь Советская” демонстрируют множество ипостасей Руси – “смиренной и непокорной”, “бедной и веселой”, “задумчивого и нежного“ края и являются признанием в любви поэта к родине. Но Есенин не выдерживает  отношения к нему его современников и уходит из жизни, чтобы остаться в бессмертии.

 

*Бюст создан членом-корреспондентом Российской художественной академии – заслуженным художником Российской Федерации Сергеем Мильченко, лауреатом множества государственных и международных конкурсов монументального искусства, награжденным медалями и дипломами Академии завклад в развитие культуры и искусства.

Еще о нем и об одной из его последних выставок:

https://kudago.com/msk/event/vystavkametaforicheskijrealizmsergeyamilchenko/

 

 

ОСЕТИНСКИЙ

Коста Леванович Хетагуров

15 октября 1859 – 1 апреля 1906

У основоположника осетинской литературы Косты Хетагурова была тяжелая судьба. Он родился в с. Нар, в Северной Осетии, в семье офицера русской армии. Мать будущего поэта умирает, когда ему было всего 2 месяца – что являлось его самой жестокой болью и одной из тем всей его творческой жизни. Коста заканчивает школу во Владикавказе, после чего переселяется в Кубанскую область, где основывает село Георгиевско-Осетинское (это село до сих пор носит имя поэта). До 1881 г. он учится в Ставропольской гимназии и в августе того же года принят с одной из двух выделенных стипендий в Петербургский университет изобразительных искусств. Двумя годами позже стипендию прекращают выплачивать и в 1885 г. молодой творец возвращается в родную Осетию, где проводит свои наиболее тяжелые годы. Он заболевает туберкулезом, но не прекращает заниматься литературой, публицистикой, рисованием.

Хетагуров начинает сочинять стихи на русском языке еще в школе. Когда он возвращается в Осетию, там все еще нет литературных изданий. Но поэт начинает писать стихи на родном языке:  в 1889 г. выходит поэма “Фатима”, а позже – “Перед судом”, “Плачущие скалы”, а также и этнографический очерк “Дама”. В них Хетагуров описывает тяжелую жизнь осетин и высказывает свободолюбивые идеи. Своей книгой “Мой подарок осетинским детям” он положил начало осетинской детской литературе. Его жизнь заканчивается во Владикавказе – поэт болен, одинок, но остается с благородным сердцем, открытым для людей и искусства.

 

*Бюст является делом молодого осетинского скульптора, члена Союза художников, Ибрагима ХаеваЭто имя талантливого осетинского художника все чаще    звучит    в творческой среде Осетии.    Благодаря Ибрагиму Хаеву облик Владикавказа приобретает новые штрихи, которые добавляют городу неповторимый колорит. “Ослик с собакой”, “Мальчик с камерой”, “Нардисты” – все эти полюбившиеся горожанами    скульптуры    удачно вписываются в городской пейзаж.

Еще о нем:

http://osetia.kvaisa.ru/1-rubriki/05-gorizontytvorchestva/ibragimxaevrabotaetnadnovojskulpturojdlyaulicvladikavkaza/

 

Вот еще некоторые авторы, чьи памятники готовятся занять свое место в Аллее писателей:

ИНГУШСКИЙ

Идрис Муртузович Базоркин

29 (15) июня 1910 – 31 мая 1993

Ингушский писатель, поэт, драматург – внук одного из первых генералов-ингушей царской армии. Шестеро его сыновей получают очень хорошее образование и становятся основоположниками ингушской интеллигенции. Отец Идриса, третий по счету, в годы Гражданской войны эмигрирует в Персию. Будущего писателя воспитывает его мать – дочь швейцарского инженера, которая открывает перед своим сыном богатый мир русской и европейской культуры и литературы. Будучи еще студентом в Ингушском педагогическом техникуме, Идрис пишет свои первые стихи, а после его окончания поступает на литературный факультет Северо-Кавказского педагогического института во Владикавказе (1930). В это время он пишет рассказы, стихи и статьи, участвует в издании учебника ингушского языка для 1 класса сельских школ. В 1937 г. выходит первая в ингушской литературе многоактная пьеса – “На рассвете”, рассказывающая о борбе с белогвардейцами в 1919 г. на Кавказе. Но книгой его жизни является исторический роман “Из тьмы веков” (1968), названный “энциклопедией жизни ингушского народа“. Сам автор определяет ее как книгу о “формировании личности, о борьбе характеров в условиях значимых исторических событий”.

* Бюст-памятник Идриса Базоркина является делом молодого талантливого скульптора Ибрагима Полонкоева– единственного ингуша с академическим образованием в области пластических искусств, младшего сына известного художника-самоучки Мурата Полонкоева.

http://museumizori.ru/hudozhniki-ingushetii/hudozhniki/polonkoev-ibragim-muratovich.html

 

ЧУВАШСКИЙ

Николай Филиппович Ильбеков

(Ильбек Микулай)

19 мая 1915 – 12 апреля 1981 года

Имя Николая Ильбекова связано с величайшими достижениями художественной литературы и общественной жизни Чувашии. Уже будучи писателем, он как репортер и участник в Великой Отечественной войне был награжден орденом “Красная звезда” и множеством медалей, одна из которой – “За освобождение Болгарии“. Учитель, переводчик, создатель книг для детей – Н. Ф. Ильбеков, несколько раз избирался депутатом в Чебоксарский городской Совет трудящихся и является первым носителем звания “заслуженный писатель Чувашской АССР”.  Н. Ф. Ильбеков написал  более 20 книг – романов, рассказов и повестей. Его найболее известное произведение, переведенное и на болгарский язык –  это роман “Черный хлеб” (“Хура çăкăр”), в котором описаны дореволюционные события 1905-1907 г., а также быт, культура, праздники и обычаи чувашей и татар. Вызывает особое волнение история о жителе села писателя – поэте Владимире Бараеве, погибшем на фронте, опубликованная в “Часовнике” (“Тимěр”). Доктор филологических наук Е. В. Владимиров писал о Н. Ф. Ильбекове: “Он шел с открытой душой, с ним хотелось говорить обо всем открыто, без умолчания…”.

* Памятник Николаю Ильбекову создан скульптором, писателем, чувашским академиком и академиком Межународной Академии Болгароведения Инноваций и Культуры (МАБИК) – Николаем Кондрашкиным. Он называет себя “волжким болгарином” и посвящает свою жизнь и творчество  изучению истории и культуры чувашского народа. В своей книге “Болгариада” Кондрашкин рассказывает о связях чувашских писателей и ученых с их болгарскими собратьями, доказывающих непрерывающиеся во времени отношения между Волжской и Балканской Болгарией. Как скульптор, он создавал образы А. С. Пушкина, Емельяна Пугачева, Котрага, Чапаева и многих других замечательных исторических личностей. Николай Ильбеков является носителем множества национальных и международных наград.

http://gafuri.ucoz.ru/news/pozdravljaem_izvestnogo_chuvashskogo_skulptora_nikolaja_kondrashkina_s_jubileem/2014-03-13-389

http://www.pamettanabulgarite.com/profiles/blogs/4155162:BlogPost:402888

 

СЕРБСКИЕ

Вук Караджич – Вук Стефановић Караџић

26 октября 1787 – 26 января 1864 года

Каждый год в первую неделю октября в школах и детских садах Сербии чествуют неделю Вука Караджича – дети поют, рисуют, читают стихи, изучают его дело, читают сказки, которые он собирал для них. Так, начиная с наиболее раннего возраста, сербы начинают понимать значение великого радетеля их родного языка и культуры. Родители дали сыну имя Вук (Волк), потому что их ранее рожденные умирали, таким способом они хотели защитить маленького мальчика от злых сил и болезней. Магия подействовала и Вук Караджич становится наиболее значимой личностью XIX века,  определившей развитие сербской духовности. Он учится грамоте самостоятельно, позже учится в Вене, защищает диссертацию и посвящает значительную часть своей жизни исследованию и распространению сербского фольклора – издает около 6000 страниц с произведениями народного творчества. Вук Караджич занимается литературной критикой, направляет развитие художественной литературы. Но его наиболее значимым вкладом в утверждение понятного живого языка как литературного было введение так называемой “вуковицы” или сербской кириллицы. Караджич оказывает влияние и на Болгарское возрождение – он первым публикует цикл болгарских народных песен и знакомит мир с грамматическими особенностями болгарского языка в своем исследовании “Приложение к Санктпетербургским сравнительным словарям всех языков и наречий с особым взглядом на болгарскийязык” (1822).

* Автор бюста-памятника ВукуКараджичу – сербский скульптор Убавка Тончева, закончившая Народную художественную академию в Софии, которая уже 40 лет вместе с супругом – Константином Симеоновым – Костика, живет и занимается творчеством в своем доме в Долни Дыбник. Ее произведения выставлены во всех больших болгарских галереях. Произведения, созданные Убавкой Тончевой, присутствуют в коллекциях  ценителей из Италии, Греции, Бельгии, Сербии, Германии, Норвегии. Она участвует во множестве коллективных и самостоятельных выставок на международных культурных форумах.

http://bg.gallery-city.com/ubavka-tonchev/

 

Бранислав Нушич – Бранислав Нушић

8 октября 1864 – 19 января 1938 года

“Свое первое стихотворение я написал в ранней молодости, когда остался на второй год в первом классе” – признается рассказчик в “Автобиографии” Бранислава Нушича. Завладевающее чувство юмора – отличительная черта творчества великого сербского комедиографа. При рождении в валашской семье в Битоли он получил имя Алкивиад аль Нуша, а в 18 лет писатель принимает свой сербский псевдоним и остается под этим именем в истории литературы как мастер, разоблачавший социальные недостатки силой смеха. Комедии “Народный представитель”, “Госпожа министерша” и другие его произведения разоблачают интриги, путем которых стремятся к власти те, кто ее не заслуживает. Но Нушич пишет и о тех страданиях, которые причиняют политические амбиции. Как участник в военных событиях 1885 года, он пишет произведения “Записки ефрейтора Сербско-болгарской войны” и “Два раба”, в которых делится своей болью от противостояния двух славянских народов. После войны он работает как дипломат в Македонии и Косово. Писатель признан также основателем современной сербской риторики. Значительную часть своей жизни Бранислав Нушич отдал театру. Избран академиком Сербской Академии  наук (1933).

 

* Бюст-паметник Браниславу Нушичу выполнен молодым сербским  скульптором Катариной Трипкович. Она является автором памятнику Последнему народному герою Югославии – Милану Тепичу, открытому в сентябре 2017 г. в Белграде, а также мемориала в память Милицы Ракич – символа детей-жертв войны 1999 г., в парке Ташмайдан. В конце января 2018 г. в резиденции ООН в Нью Йорке открыта выставка Катарины – “Ясеновац – право на память”.

http://rtv.rs/sr_ci/zivot/kultura/vajarka-katarina-tripkovic-krajem-meseca-na-izlozbi-u-un_885424.html

 

Иво Андрич – Иво Андрић

10 октября 1892 – 13 марта 1975 года

“Жизнь возвращает нам, только то, что мы даем другим.”– мудрые слова, которые завещал нам первый лауреат Нобелевской премии в области литературы (1961) из общности южных славян, пишущих на кириллице. Иво Андрич дарит свою премию библиотечному фонду в Босне и Герцеговине, помогает своими личными средствами и многими гуманитарными миссиями. Жизнь великого сербского писателя, известного во всем мире, была долгой и богатой творческими и общественно-значимыми событиями. Он начинает писать стихи еще будучи гимназистом (1911), участвует в движении “Молодая Босна” и борется за освобождение южных славян от австро-венгерской зависимости. Во время Первой мировой войны – он политический заключенный, а после войны начинается его дипломатическая  карьера в Ватикане, Бухаресте, Марсилии, Мадриде, Женеве и Берлине. Иво Андрич защищает диссертацию на историческую тему (1924), а позднее становится членом Сербской академии наук и искусства.

Творчество Андрича собрано в 10 томах. Его наиболее известные произведения, в том числе переведенные на другие языки – “Мост на Дрине”, “Травненская хроника”, “Барышня”. Нобелевская премия была ему присуждена за книгу «Об эпической силе”, в которой он “оформил мотивы и судьбы из истории своей страны“. Писателя называли создателем мифов и мудрым историографом балканского “караказана”. В его честь Емир Кустурица строит в Вышеграде микрорайон, названный им Андричград – там находится и Институт Иво Андрича.

 

* Памятник Иво Андричу является делом современного сербского скульптора Зорана Кузмановича – Кузма. Его творчество награждено рядом отличий на множестве выставок и биеннале прикладных искусств. Скульптуры Кузмановича являются частью ансамблей перед Народным собранием в Белграде, установлены в здании Окружного суда в его родном городе Смедерево, а в Историческом музее в сербской столице выставлен его “Человек в конце второго тысячелетия”.

http://www.zorankuzman.com/

Преглеждания: 80

Коментар

Трябва да сте член на Паметта на българите, за да добавяте коментари!

Включи се в Паметта на българите

Коментар от Николай Кондрашкин на Март 19, 2018 в 11:56am

Коментар от Николай Кондрашкин на Март 19, 2018 в 11:47am

Web Analytics